Страницы

История Колывани

-->Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.
Д.С. Лихачев
-->




У каждого человека есть свой маленький уголок на планете, место где он родился и рос. Есть такая земля и у нас. Находится она в старинном сибирском поселке  Колывань. Богата историей Колывансая земля. Много людей, известных всей России побывали на ней. От Радищева, который проезжал Колывань по пути в ссылку и обратно, до Анастасии Цветаевой, которая ее отбывала в ближней Пихтовке за невесть какие прегрешения. Имена, имена, имена… Они-то, судьбы конкретных людей, и составляют историю. В данном случае — от трехсотлетней давности до наших дней.
За свою длинную по сибирским меркам историю Колывань побывала и городом, и поселком и чуть было не стала столицей огромного региона.
В России Колывань известна тем, что вошла в государственную программу поддержки и получила статус исторического поселения, который  присвоен ей с учетом более чем двухвековой истории и богатого архитектурного наследия.
За это время произошло много  исторических интересных и даже удивительных событий.
Более 400 лет назад началось массовое освоение русскими Сибири. По следам дружины Ермака в Сибирь двинулись служилые и вольные люди. Первые переселенцы – крестьяне. Там, где они появились, - закипела жизнь.
На юге России не было не одного оборонительного пункта, поэтому для обороны южной границы Российского государства от набегов кочевников на берегу реки Чаус в  1713 году был построен Чаусский острог. В остроге было пять артиллерийских орудий в станках и на колесах, из них одна пушка была медная, а четыре чугунных. Размещались они соответственно древнерусской традиции – на башнях острога. Последнее упоминание о пушках Чаусского острога относится к 1827 году, в газете «Северная пчела». Однако в настоящее время о дальнейшей судьбе пушек приходится только догадываться.
Острог нападениям неприятелей так никогда и не подвергался, да и граница Российского государства вскоре сместилась южнее, поэтому Чаусский острог утратил военные функции, но жизнь в нем продолжалась. Через острог в конце XVIII в. прошел главный тракт Сибири – Московский, который сыграл важнейшую роль в развитии торгово-экономических связей России с Китаем, Монголией, странами Средней Азии.
Стала развиваться собственная торговля. У населения, кроме традиционных сельскохозяйственных, появились такие занятия, как извоз, развивались ремесла, связанные с изготовлением предметов, необходимых для транспортных нужд. Катионов.
Оригинальным промыслом Чаусских жителей было «бугровщичество». Они раскапывали древние курганы и находили вещи из золота и серебра.
Вот, например, в книге «Русские остроги 18 века на территории Новосибирской области» мы можем прочитать о людях, живущих в Чаусском остроге: «с последним санным путем крестьяне уходят в  степь  на расстояние 20 – 30 дней. Заметив холм, насыпанный над языческим захоронением, или скифский курган, они начинают копать его… и иногда в этих могилах находят много золота и серебра, и нередко найденное золото достигает 6 -7 фунтов» (из записей, проезжавшего в 1721  году немецкого ученого доктора медицины Д.С. Мессершмидта).
Ну, а там, где звенят монеты и есть хоть какая-то защита от лихих людей, приживаются купцы и ремесленники. Так постепенно рядом с острогом выросла Колывань, которая ведет уже самостоятельное городское летоисчисление с 1822 года и город Колывань получил собственный герб.
 
Размещаясь в узком пространстве между берегами реки Чаус и озера Подкаменного, город не имел достаточно пространства для развития. Кроме того, Колывань стала подвергаться ежегодным наводнениям. И купцы проезжающие с караванами, стали объезжать этот участок дороги по более возвышенной местности, оставляя лежащий в низине город Колывань в стороне.
Все эти причины обусловили решение правительства перенести город на более высокое место – где сейчас и находится Колывань. Отведена была территория в 3,5 раза большая, чем вся площадь старой Колывани. План нового города был спроектирован томским архитектором Карлом Турским. Утвердил его своей резолюцией: «Быть по сему» и личной подписью царь Николай I, 26 октября 1834 года. Но лишь 10 лет спустя началось постепенное переселение города на новую территорию. На месте бывшего города осталось село Чаус.
В 1867 году в Колывани появилось первое каменное строение – Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. 
 
В конце 70-х гг. XIX в. жителями Колывани было принято решение о строительстве храма  Покрова Пресвятой Богородицы.  Но после убийства императора Александр II  колыванский купец Кирилл Кривцов обратился в священный синод с просьбой разрешить ему постройку храма во имя святого князя Александра Невского – небесного покровителя покойного царя. Его прошение было удовлетворено; сооружение храма началось в 1881 г. и велось на личные средства купца. Так появилась церковь во имя  Святого Александра Невского.
 
А церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена несколько позже в 1890 году на средства купца Пастухова.
 
Таким образом, в 19 веке в Колывани было 3 церкви.
Центральные улицы города на глазах меняли свой облик. Купцы стали строить каменные особняки. Так появились каменные дома Кривцова, Пастухова, Жернакова, Орлова, Кроткова и других богатых купцов. Однако основную часть застройки Колывани составляли деревянные рубленые дома. Некоторые из деревянных домов сохранились до нашего времени.


На конец 19 века приходится пик развития города. Вплоть до 1920 года Колывань была известна как крупный торговый центр, где проходили ярмарки. Колыванские купцы бойко торговали не только на территории Российской империи, но и за рубежом, они поставляли в Голландию сибирское масло, возили в Париж продавать плетеную мебель, и имели прочные связи с такими городами как Томск, Иркутск, Благовещенск и другими губерниями России.
В Колывани имелись кирпичные, кожевенные, маслобойные, мыловаренные, салотопные заводы. Кроме этого здесь было развито шубное и пимокатное производство.
К сожалению, развитие города не получило логического завершения. Строительство железной дороги в 50 км южнее Колывани и открытие в конце 19 века железнодорожного моста через Обь стало началом стремительного роста нового города Новониколаевска.
Время для Колывани как бы замедлило свой ход, и все изменилось. Молодежь стала покидать город, устраиваясь в Новониколаевске (Новосибирске). Так возникла целая улица в новом городе, которая и по сей день называется Колыванской.

Время заставляет пересматривать многие оценки прошлых событий, в том числе и широко известного Колыванского мятежа 6 июля 1920-го. Трагическая страница в истории поселка. 142 человека были замучены в течение трех дней не только белогвардейцами, но и крестьянами, доведенными до отчаяния крутыми революционными методами большевиков. О том, сколько было расстреляно самих мятежников, история пока умалчивает. Колыванское восстание вошло в историю страны как "Сибирская Вандея".

Братоубийственные события 20 года негативно сказались на жизни города. Спустя 5 лет, именно 6 июля,  Колывань была преобразована в село. 
Как говорил один из историков, ни один город России не пострадал в начале 20 века так, как Колывань. Железная дорога обошла ее стороной, Колывань была разжалована  в село. И бывший город словно продремал весь прошлый век. 
За период советской власти были разрушены ценные достопримечательности старины: стерта с лица земли церковь во имя Покрова Пресвятой богородицы,  Свято-Троцкий собор был реконструирован под кинотеатр  и сняты купола с церкви во имя Александра Невского. 
И только в конце 20 века церковь Александра Невского восстановили и открыли для верующих. В это же время был заложен камень под строительство женского монастыря на освящении, которого присутствовал сам Алексей II. Сегодня храм и монастырь - гордость колыванцев. 
Купола Храма Александра Невского видны издалека при въезде в Колывань. Привлекают они не только паломников, приезжающих помолиться о своих родных и близких. Посещают святое место и простые путешественники, интересующиеся историей и культурой здешних мест.


А в скором времени зазвенят колокола еще одного православного храма – Собора Святой Животворящей Троицы.
В настоящее время для развития Колывани снова складывается благоприятная ситуация: вблизи поселения проложена дорога федерального значения, которая обеспечила связь с правобережьем Новосибирска, международным аэропортом Толмачево, рядом с Колыванью прошла новая дорога на Томск.
В данный момент разрабатывается целевая программа по строительству историко-культурного центра с  одноименным названием Чаусский острог. Сегодня Чаусский острог можно увидеть только в музее. Деревянные строения не сохранились до наших дней. Но история возрождается. Казак на коне, протыкающий копьем змея станет главной фигурой экспозиций. 


Колыванцы надеются, что их поселок вновь стать центром притяжения людей и получит новые источники будущего развития.